Великий Новгород

История Великого Новгорода своими корнями уходит в седую древность. Никто достоверно не знает ни времени его возникновения, ни имен основателей. Существует легенда о Словене и Русе и о городе Словенске, в которой, в частности, рассказывается ранняя история Новгорода, но ее датируют XVII веком, и источники ее неизвестны. В более ранней (XVI век) Никоновской летописи также упоминается о смерти Гостомысла в 859 году и о призвании варягов-русов, но и эта летопись – компиляция из более ранних несохранившихся хроник.

В зарубежных источниках Новгород под разными названиями упоминается с X века: Салау у арабов, Холмгард в скандинавских сагах, Остогард в немецких хрониках, Нимогард в сочинении византийского императора Константина Багрянородного. Проведенные в середине XX века раскопки подтвердили эти рассказы о Новгороде как о крупном торговом центре средневековой Европы. Были найдены вещи, произведенные в Иране, Византии, на территории современных Италии и Франции.

Новгород X века по данным этих раскопок представлял интересное зрелище. В то время, когда о Москве еще не было и речи, а парижане задыхались в пыли и тонули в грязи, новгородцы ходили по деревянным улицам и площадям, причем их не забывали ремонтировать. Было найдено несколько рядов деревянных мостовых, относящихся к разным векам. Да, и ходили жители города не в лаптях, а в кожаной обуви, на тысячу штук найденной обуви пришелся только один лапоть.

В центре города на левом берегу Волхова, как и положено, стоит кремль или, как было принято его называть в X веке, детинец. Во всех русских городах укрепленный центр был резиденцией князя, но не в Новгороде. Князя жили напротив кремля, на правом берегу, на Ярославовом дворище, а после 1136 года вообще переехали в старое Городище, в XIX веке, названное Рюриковым. В детинце рядом с шестиглавым Софийским собором жили новгородские епископы.

Отношения с любыми князьями были договорными, начиная с Рюрика. Их приглашали на княжение и вменяли в обязанность оборону города и судопроизводство. При этом князья не имели права приобретать земли, принимать людей в личную зависимость, строить что-либо в городе и снимать с должности посадника. Неугодного князя могли изгнать, некоторых, например? святого Александра Невского, прогоняли и возвращали по несколько раз.

Управляло городом вече. Общегородское собрание назначало наместника, выбирало епископа, приглашало князей, творило суд и расправу и решало массу других вопросов. Кроме городского веча, собиравшегося возле Софийского собора, в каждом из пять концов-районов собиралось свое вече, на каждой улице свое.

Голосования на собрании не было, принималось то решение, за которое громче кричали. Если крик не помогал, в ход шли кулаки, и постановлением веча считалось мнение победивших в драке. Естественно, были недовольные, если таковых было много, на Ярославовом дворище собиралось альтернативное вече. Общегородское побоище, если епископу не удавалось предотвратить столкновение, происходило на мосту через Волхов. По общему мнению современников и историков? эти драки и погубили Новгородскую республику.